Для разработки двух микросхем (по технологии 28 нанометров) понадобилось собрать команду из 100 программистов и инженеров.
От Минпромторга, Фонда развития промышленности и Фонда инфраструктурных и образовательных программ было получено 5 млрд рублей на организацию серийного производства. Сегодня по линии Baikal-T у компании более 20 клиентов, в том числе крупнейшие игроки российского IT-рынка: производитель ноутбуков, планшетов, систем хранения данных и серверов Aquarius, системный интегратор Depo Computers, производители компьютерной техники IRu и Kraftway, разработчики операционных систем «Базальт СПО» и Red Soft. Однако массовых внедрений пока не было. На конец 2019 года было продано порядка 10 000 экземпляров Baikal-T.
«Рынок оказался несколько сложнее, чем ожидалось изначально, — признает Евдокимов. — Процессор ориентирован на встроенные промышленные системы и сетевое оборудование. У таких проектов долгий цикл: сначала тесты проводит заказчик, затем происходит сборка устройств, еще около года уходит на тесты нового продукта со стороны клиентов. Весь цикл — от сертификации, испытаний до продаж — может занять несколько лет. Этим и объясняется пока не очень большой объем наших продаж».
Рыночная ситуация с Baikal-M принципиально иная. Этот процессор является системой на кристалле, которая содержит не только графический ускоритель с поддержкой 3D-графики, но и множество периферийных подсистем. Другими словами, Baikal-M не требует развитой внешней системы устройств для поддержки работы с видеоизображениями и звуковыми каналами разного формата — жесткого диска, дисплея, USB, SD-карты. «Наш процессор полностью интегрирует весь этот функционал внутри себя, — говорит Андрей Евдокимов. — Никакие дополнительные микросхемы уже не нужны». Baikal-M поддерживает возможность работы с экраном, обработку сложной графики, видеопотока, дисковых систем хранения. А необходимые периферийные устройства подключаются через современные PCIe-протоколы — таким образом отпадает необходимость в дополнительных микросхемах. Получается, что вместо нескольких чипов работает всего лишь один. Именно в этом и заключается уникальность микропроцессоров от «Байкал Электроникс».
Евдокимов мечтает вывести компанию на внешние рынки и конкурировать с мировыми разработчиками. Но пока приходится доказывать конкурентоспособность на внутреннем рынке. На базе Baikal-T создано более 20 коммерческих продуктов: маршрутизаторы, процессорные модули, коммутаторы, система архивного хранения данных, пиринговый IP-телефон и даже коллаборативный робот. В числе наиболее мощных и перспективных продуктов — промышленный взрывозащищенный компьютер и одноплатный компьютер RedBerry. Потенциальная емкость рынка оценивается в объеме 1,5-2 млн рабочих станций в год.
Следующий шаг — создание инфокиосков и терминалов самообслуживания на процессоре Baikal-M и операционной системе «Аврора», соглашение об их разработке уже подписано. Чтобы побыстрее приучить рынок к второму процессору, Андрей Евдокимов попробовал неожиданный ход: бесплатно раздал платы участникам одной из сессий на форуме Open Innovations для квалифицированного тестирования. В рознице же новый процессор будет стоить $500 за плату и $250 за один чип. До конца 2022 года в «Байкал Электроникс» рассчитывают продать несколько сотен тысяч плат. Круг потенциальных покупателей — госструктуры и коммерческие компании.
К концу 2021 года компания планирует вывести на рынок еще один новый продукт — серверный процессор (по технологии 16 нанометров). И тогда же выйти на самоокупаемость. «Наличие в России микроэлектронной индустрии делает возможным размещение в будущем производства уже в своей стране, — уверен Евдокимов. — А сегодня важно то, что мы уже получаем свою нишу на этом рынке».